Персонализация в интернет-магазинах используется уже более 5 лет. С развитием маркетинга и появления bigdata, появляются новые приемы привлечения целевой аудитории и персонализация также меняется.

  • Персонализация от поискового запроса работала еще несколько лет назад. Однако после перехода с протокола http на протокол https, 85 % запросов поисковики стали скрывать, и этот метод практически потерял свою актуальность.
  • Персонализация от рекламы. Эффективность от рекламы достигается лишь при совпадении рекламного объявления со страницей, на которую происходит переход. Однако невозможно создать страницу под каждое объявление, так как для рекламы интернет-магазины используют тысячи слов. Решением в этом случае становится скрипт, благодаря которому происходит подмена изображения или заголовка на первом экране. Так, при переходе на страницу по клику на платную рекламу, формируется заголовок или изображение, которые согласуются с данными в рекламном объявлении. Таким же путем формируются заголовки с привязкой по геолокации и персонализированные страницы с индивидуальной скидкой. Технология работает на базе UTM меток, которые цепляются к рекламной ссылке.
  • Персонализация через социальные сети. Многие интернет-магазины предлагают своим клиентам пройти регистрацию на сайте через аккаунт в соцсетях. Маркетологам это дает возможность больше узнать о своих клиентах: пол, возраст, день рождения, место проживания. Эта информация в дальнейшем будет использована для индивидуальных спецпредложений. Как показывает наша практика, данный метод работает на ура!
  • Персонализация по времени. Если магазин работает по выходным дням или круглосуточно, то в шапке сайте висит объявление «Мы работаем», если нет, то посетителю показывается сообщение, например: «Перезвоним вам завтра с 9 до 10 утра». Часы распродаж также часто персонализированы. Пользователь любит, когда он получает достоверную информацию и ценит это.
  • Персонализация по истории просмотров. Большинство сайтов запоминает, что посетитель смотрел в свой прошлый приход, и показывают эти товары снова. Этот способ рассчитан на незарегистрированных пользователей. Данные привязываются к cookie пользователя и по ним идет персонализация. Те, кто подписан на рассылку, получают индивидуальные письма о просмотренном товаре, например, что он поступил в продажу или на него действует скидка. Не так давно появилась возможность рассылок через Facebook и ВКонтакте.
  • Персонализация при регистрации и подписке на рассылки. Благодаря email-рассылкам зарегистрированные пользователи группируются по возрасту и полу. Через email-ы поступают напоминания о брошенных в корзину товарах, индивидуальные спецпредложения, предложения о покупке дополнительных товаров. За счет этого увеличиваются продажи. Рассылки в соцсетях более глубоко анализируют потребителей, за счет обработки профиля клиента и его активности. Использование этих рассылок как наиболее эффективных прогнозируется в ближайшем будущем.
  • Персонализация через ботов. Примером персонализации через бота стала сеть магазинов «ВкусВилл». Эта сеть уже давно использует бота, который рассылает индивидуальные предложения, предлагает проголосовать за приобретенные товары, раздает скидки и увеличивает среднюю стоимость чека. Техническое решение этого метода заключается в создании авторского бота или через конструкторскую сборку.
  • Персонализация и CRM-системы. Последние несколько лет для сбора и обработки пользовательских данных используют CRM-системы. С помощью системы можно формировать спецпредложения и напоминания о брошенной корзине, как уже состоявшимся, так и потенциальным клиентам. Данные из CRM используют при следующем посещении интернет-магазина для создания индивидуальных предложений. На сегодняшний день скорость обработки данных технически ограничена, в отличие от западных стран.

В итоге отметим, что персонализация – отличный маркетинговый прием, который повышает конкурентоспособность и количество продаж, и позволяет грамотно распоряжаться рекламным бюджетом. С каждым годом появляются все новые и более сложные инструменты для персонализации.